Блоги
27.02, 11:36

Dota 2 для новичков: что это и с чем его едят?

После того, как российские тинейджеры из Team Spirit выиграли самый крупный турнир по Dota 2 под названием The International, они стали долларовыми миллионерами и про игру начали говорить везде. Игроков поздравил Владимир Путин, пригласил к себе Ваня Ургант, плюс ребята посетили кучу интернет-проектов а-ля Kuji Podcast. В гостях у медийных людей они пытались как-то рассказывать про Dota 2, но я чувствовал, что простой зритель вряд ли мог понять, о чем идет речь.

Если совсем не знакомы с этой игрой, уделите несколько минут своего внимания, посмотрев на прямые трансляции на платформе Twitch или на записи турнирных матчей на Youtube.

Мы имеем тот факт, что игра на слуху, но что это - понимают немногие. В этой статье я постараюсь максимально понятным языком описать, что это за игра, используя все возможные инструменты и простые сравнения. Начнем со скучного и неинтересного, а самое вкусное оставим напоследок.

Азы Dota 2

В Dota 2 две команды противостоят друг другу, в каждой команде — по 5 игроков, каждый игрок управляет заранее выбранным персонажем.

В начале каждой игры у всех персонажей 1-й уровень и они с течением времени становятся сильнее за счёт получения новых уровней, раскачки своих способностей и покупки предметов на заработанное золото. К следующей игре все достижения сбрасываются и игроки снова начинают с нуля. 

Главная задача в игре — сломать основное здание на базе врага, так называемый Трон. Для этого нужно стать достаточно сильным и пройти другие, менее важные здания — защитные вышки. Соответственно, они отстреливаются, плюс соперники собираются вместе на их защиту. 

Трон в Дота 2
Трон в Дота 2

Видели, как некоторые здания, подлежащие сносу, взрывают? Допустим, человек с юных лет хочет попасть в эту профессию. Он не может просто прийти и сказать: «Теперь я буду взрывать здания». Ему для этого нужно вырасти, освоить профессию и устроиться на работу. Так и в игре, тебе нужно выполнить ряд второстепенных задач, чтобы добраться до основного здания и уничтожить его.

В двух словах, именно таков принцип игры. Выглядит просто, но за всей этой простотой скрываются сложнейшие механизмы, объяснить которые будет чуть сложнее. Недаром игру часто сравнивают с шахматами. Я хотел бы рассказать про следующие моменты игры, максимально коротко и просто поясняя их:

  • Карта
  • Экономика
  • Артефакты
  • Герои
  • Драфты (выбор героев)
  • Роли игроков и тренера
  • Тактика и стратегия
  • Рошан

Давайте по порядку.

Карта Dota 2

Мы уже говорили про то, что целью игры является снос вражеского главного здания, которое игроки называют «Трон». Давайте посмотрим, как выглядит сама карта, чтобы понять, через что приходится пройти на пути к этому самому трону.

Трон в Дота 2
Карта Дота 2

Зеленые точки — это союзные здания, красные — вражеские. В левом нижнем углу находится союзный трон, в правом верхнем — вражеский. Расположение всех строений никогда не меняется, в каждой игре оно идентичное.

Обратите внимание, что по траектории расположения вышек едва виднеется тропа. Их три: две идут по краям карты а третья — по диагонали. Это Линии или Лайны, с которых всё начинается. Между этими тропами — лес. Там тоже можно находиться и развиваться, но об этом поговорим позже.

В среднем профессиональная игра длится порядка 35 минут, но не имеет никаких временных ограничений. Как в теннисе: в среднем мужчины играют один сет около часа, но в теории тай-брейк может затянуться до бесконечности. Здесь теоретически тоже может быть бесконечная игра, но пока самая продолжительная из них — трёхчасовая.

Экономика Dota 2

Давайте ещё раз взглянем на карту. 

Трон в Дота 2
Линии в Дота 2

Золото зарабатывается просто: убиваются нейтральные монстрики, которые постоянно идут по всем трём линиям, их называют Крипы. Плюс его дают за убийство героев соперника и снесённые здания. Герой, которого мы убили, воскресает через некоторое время на своей базе. Остается главный вопрос: что нам даёт золото? Всё просто: если у нас больше золота, чем у соперника, мы можем раньше купить ключевые артефакты или покупать предметы подороже и посильнее. 

Представим странный матч по мужскому теннису, в котором у одного теннисиста есть 20 подач, а у другого — 15. Естественно, в мужском теннисе подача — сильное преимущество и шансы на победу у спортсмена, имеющего 20 подач, выше. Но это не гарантирует его победу, просто у него есть некое преимущество. Так же и с экономикой в Dota 2. Допустим, у нашего персонажа 20 тысяч золота, а у вражеского — 15 тысяч. Мы сильнее, но можем ошибиться и упустить преимущество в любой момент.

На начальной стадии игры золото добывается за счёт убийства Крипов на трёх линиях. Так как линии 3, добиванием этих самых крипов занимаются только 3 героя в каждой из команд, оставшиеся два героя просто помогают и, как правило, намного беднее и слабее. Практика показала, что лучше иметь 3 сильных и 2 слабых персонажа, чем 5 с одинаковым количеством золота.

Артефакты Dota 2

Этот раздел смежный с разделом экономики и подчеркивает её значимость. Итак, у каждого игрока есть 6 слотов под предметы, которые покупаются за полученное золото. Как правило, поначалу покупается несколько дешевых артефактов, чтобы ускорить процесс получения денег и не проиграть начальную стадию игры. Дальше — дорогие предметы. Всего таких предметов несколько сотен. 

Трон в Дота 2
Предметы Dota 2

Давайте сразу к примеру, а то совсем запутаемся 😀

Представим, что наступил зомби апокалипсис. У нас есть команда из 5 выживших, каждый из них может взять только 6 предметов. Что мы предпочтём взять себе? Забьём все 6 слотов различными видами оружия? А может всё же предпочтём взять кроссовки, чтобы быстро передвигаться и быть мобильнее в сражении? Или щит, чтобы защититься от фатального укуса? Может, какие-то лекарства для себя? Плюс мы знаем, что нам противопоказаны антибиотики, но может стоит взять и их, чтобы спасти кому-то из союзников жизнь? Согласитесь, спектр большой.

Аналогичная ситуация происходит в игре: есть предметы на скорость, урон, защиту, на помеху врагам и так далее. Плюс есть масса предметов, которые работают не на самого персонажа, а на наших союзников. Их обычно покупают бедные герои. 

Итак, у нас есть 5 героев, суммарно это 30 слотов под предметы и безграничное количество возможных комбинаций. Соответственно, в процессе игры нужно собрать комбинацию из предметов, которая позволит нивелировать недостатки наших персонажей и максимально ударить по недостаткам соперника.

Вернёмся всё к тому же апокалипсису. Люди так сошли с ума, что на нашу группу планирует нападать другая группа, тоже из 5 человек. Нам нужно снарядить каждого из союзников на этот бой. Самому слабому мы поручаем взять бинты, лекарства и прочие врачебные штуки, он будет нас лечить. Самому крупному и мощному лучше всего выдать щит, он будет стараться блокировать урон и получать вражеские атаки на себя. Самому меткому, но слабому, дадим в руки камни, пусть бросается ими издалека. Самому ловкому дадим дубинку и хорошую обувь, пусть попытается прорваться в тыл врага и убить слабых соперников. Всё работает примерно так.

Выбор артефактов — достаточно непростой процесс, потому что игра начинается сразу после выбора героев и нет времени подумать и обсудить, что лучше покупать. Приходится быстро ориентироваться прямо в игре. Во многом уровень мастерства игрока в современной Дота 2 оценивается по тому, насколько правильно он принимает решения по выбору артефактов. Дополнительная сложность заключается в том, что иногда приходится резко менять свои решения. Например, если у врага появляются предметы, позволяющие уклоняться от атак, нам нужно купить что-то на меткость.

Герои в Dota 2

Идеальных героев в игре не существует. Всего их больше сотни и у каждого есть свои преимущества и недостатки. 

Трон в Дота 2
Герои Доты 2

Сама игра предлагает разделение всех персонажей по их основным атрибутам: интеллект, сила и ловкость, но на деле это не имеет никакого значения. Есть следующие важные критерии героев:

  • Наличие контроля (например, возможность обездвижить соперника, чтобы союзники быстро его убили)
  • Высокий урон
  • Живучесть
  • Возможность спасать союзников от смерти
  • Инициативность (хорошие способности, чтобы первому начать драку)
  • Мобильность (быстрое передвижение по карте и в драке)
  • Пуш-потенциал (наличие способностей для быстрого сноса зданий)
  • Наличие бёрст-урона (возможность быстро внести большое количество урона, после чего персонаж на время становится не очень полезным)
  • Тимфайт-потенциал (наличие способностей, которые хорошо подходят для драки 5 на 5)
  • АОЕ-урон и контроль (способности, которые могут одновременно воздействовать на нескольких врагов)
  • Отпуш (возможность хорошо защищать собственные здания) и так далее

Таких ключевых критериев можно выделить ещё с десяток. И ни один из героев не обладает только одной такой характеристикой, у всех есть как минимум 2-3.

Это как в футболе: нет просто быстрого футболиста или игрока, который умеет только бить головой. Например, Лукаку может и вверху побороться, и убежать от соперника, и неплохо пробить. Тот же Месси обладает хорошим дриблингом и ударом, но при необходимости может опуститься вглубь и раздавать филигранные передачи. Де Брюйне — фантастический распасовщик, при этом и бежит неплохо, и пробить может. 

Из этого всего нужно собрать идеальную комбинацию, что подводит нас к одному из самых сложных и невероятных моментов Dota 2 — драфту.

Драфты

Драфт — это процесс выбора и запрета героев, их называют пик (выбор) и бан (запрет). Начинается всё с того, что подбрасывается виртуальная монетка. Команда, которая выиграла в «монетку», может выбрать одно из двух:

  1. Выбрать сторону (силы света или силы тьмы)
  2. Выбрать первый пик

Если команда выбирает сторону (например, силу света), значит сопернику достается первый пик и оставшаяся сторона.

Если команда выбирает первый пик, значит сопернику предоставляется право выбрать сторону (допустим, она берет силу тьмы). Соответственно, команде, выбравшей первый пик, придется играть за свет.

Драфт начинается с того, что сначала команды поочередно запрещают по несколько персонажей, начинают те, у кого право первого пика. Количество доступных банов меняется от патча к патчу. В основном до первых пиков разрешено запретить по 2 или 3 персонажа, а суммарно за всю стадию драфта - от 5 до 7. В последние годы разработчики остановились на том, что стадия драфта имеет 24 ступени: 10 из них - это пики персонажей, а 14 - баны.

Команды изучают игру соперников и знают, с какими персонажами у соперника получается играть лучше всего, эти герои уходят в бан. После того, как все баны были сделаны, начинается стадия пиков. 

Что касается преимущества первого пика, его как такового нет. Драфт стараются постоянно построить таким образом, чтобы не дать никому преимущества. Сейчас он построен следующим образом:

  • Команда «А» выбирает одного героя
  • Команда «Б» после этого выбирает двух героев
  • Команда «А» снова выбирает одного героя
  • Команды вновь поочередно начинают банить героев и затем снова продолжается стадия пиков в той же очередности

В результате стадия драфта выглядит так:

  • Команды поочередно банят по 2-3 героя
  • Выбирают по 2 героя
  • Вновь банят по 2-3 героя
  • Выбирают по 2 героя
  • Банят по 1-2 герою
  • Выбирают по 1 герою

Давайте посмотрим на то, как это выглядит:

Трон в Дота 2
Драфты Доте 2

Пояснения:

  • Слева (в красном прямоугольнике) отмечены персонажи, которые были забанены и не доступны для обеих команд.
  • По центру (в зеленом прямоугольнике) указана очередность пиков и банов.
  • Сверху (в желтом прямоугольнике) отмечены герои, которых выбрала команда, играющая за силы света. Соответственно, внизу - герои, выбранные для игры за силы тьмы.
  • Желтая стрелочка показывает сколько у команды осталось времени, чтобы продумать свое решение. Если таймер истечет, им будет выдан случайный персонаж.

Что касается потенциального преимущества первого пика, оно может стать как позитивным фактором (можно выбрать наиболее подходящего для команды героя), так и недостатком. В минус это сработает в следующем случае. Например, команда «А» хочет взять супер-связку а-ля Хави + Иньеста, они возьмут Хави, но после этого выбор переходит к сопернику, он может понять, что команда «А» хочет Иньесту и заберет его себе. При этом те, кто выбирает вторым, имеют возможность выбрать комбинацию, потому что берут сразу двух персонажей. Они-то и могут спокойно взять себе Хави + Иньесту, если оба доступны. 

Драфты — это один из самых интересных моментов, шахматы чистой воды! В чем основная сложность?

  • Нужно не дать врагу собрать комбинацию из героев, идеально дополняющих друг друга.
  • Нужно постараться самому собрать хорошее комбо.
  • Есть персонажи, которые идеально работают против определенных героев. Например, если Дзюба чаще всего выигрывает борьбу, то условный Ван Дейк его просто сожрёт и не даст играть. Нужно не допустить, чтобы при выборе Дзюбы у врага появился Ван Дейк.

Выглядит сравнительно просто, но давайте представим следующую ситуацию. Мы с другом играем в игру. У нас есть общий пул из 110 футболистов и мы поочередно запрещаем и берем себе игроков в команду.

Что мы будем брать? Стоит ли забирать Роналду, Месси, Левандовски? Допустим, наш друг забирает этих футболистов в свою команду. Мы понимаем, что игра длится не 90 минут, а пока не будет забито 5 голов в одни из ворот. Наш друг забирает возрастных звёзд, мы можем ответить тем, что возьмём, например, Стерлинга, Холанда, пускай даже какого-то Маунта, а дальше максимально укрепим оборону. Очевидно, что наша цель — затянуть игру, чтобы опытные звёзды у соперника выдохлись, и когда они устанут, наша молодёжь, пусть и не такая звёздная, за счёт большей выносливости просто размотает соперника. Это один из примеров.

В Доте есть такое понятие, как проиграть игру с нулевой минуты. Это означает, что драфт настолько плох, что шансы на победу минимальны. В целом, аналитики сходятся во мнении, что любая команда может обыграть более сильного соперника, если драфт будет выигран. Итак, как можно проиграть драфт?

Мы уже говорили, что драфт — это не только выбор героев, но и запрет. Возвращаемся к нашей истории со 110 футболистами. Пока мы стараемся забрать себе всех Неймаров планеты, наш соперник постепенно запрещает всех защитников и вратарей. В итоге у нас получилась звёздная атака, но не осталось ни защитников, ни вратарей. Нам приходится ставить на ворота Салаха, в центр защиты — Иммобиле и Дибала... По итогу практически нет смысла проводить сам матч, с такой ужасной задней линией исход уже решён. 

На заре развития киберспорта хватало хорошо жать кнопки и это позволяло некоторым про-игрокам побеждать даже под определенной долей алкоголя 😅 Сейчас хорошо жать кнопки умеют все и игра сводится к битве интеллектов. Поэтому она привлекает не только подростков, но и взрослых состоятельных людей.

!! Один из лучших шахматистов планеты, россиянин Ян Непомнящий, в своё время был весьма приличным игроком в Dota. Он выступал под никнеймом FrostNova и по-прежнему следит за трансляциями турниров, время от времени делясь своими мыслями об игре в социальных сетях. Плюс многие спортсмены не скрывают, что поигрывают в Доту, например, футболист Александр Головин и некоторые звёздные игроки НБА.

Роли игроков

Роль игроков — это как амплуа в командном спорте. У них есть как свои названия, так и цифровая нумерация (как в старые времена в футболе, например, первым номером всегда был вратарь, 3 и 4 - центральные защитники и так далее).

Роли следующие:

  • «Фулл саппорт» (позиция 5). Это герой, который вообще не занимается добычей золота. Его ключевая функция — оказывать поддержку основным героям. Аналогом в футболе является опорный полузащитник. Его работа также не сильно заметна, но хороший опорник проделывает колоссальный объём работы и сильно влияет на результат.
  • «Саппорт» (4). Как правило, этот персонаж больше всех передвигается по карте, чтобы создавать напряжение сразу на нескольких линиях. Пока его не видно, враг вынужден играть осторожнее. В футбольном мире можно сравнить его с вратарём. Когда соперник не атакует наши ворота, важности вратаря не видно, но он может сделать суперсейв а-ля «Нога Акинфеева» и стать ключевой персоной. И в конечном итоге это приводит к старой футбольной мысли, что вратарь — это полкоманды. Саппорт четвёртой позиции тоже.
  • «Оффлейнер» (3). Это максимально командная роль. Он нередко жертвует собой, чтобы навязать драку на выгодных для команды условиях. В футбольном мире — это крайний защитник. Он помогает в атаке, а когда нужно — будет разрушать атаки соперника.
  • «Мидер» (2). Это герой, который идёт один на центральную линию и получает больше всех опыта в игре. Его способности быстро становятся сильными, после чего он начинает «наводить шорох» на других линиях. Мидер — это футбольный плеймейкер. Он может как отдать феноменальную голевую передачу, чтобы забили другие, так и самостоятельно провести атаку.
  • «Керри» (1). Герой, который на протяжении долгого количества времени добывает золото, пока не доберётся до определенных дорогих предметов. Как правило, ближе к концу игры почти вся ответственность за победу возлагается на него. Керри в футбольном мире — это форвард. Именно нападающие находятся в центре внимания, потому что они забивают голы и дарят болельщикам радость победы.
  • Капитан. Роль капитана исполняет кто-то из игроков, чаще всего это фулл саппорт. Так как ему редко приходится отвлекаться на другие дела, он имеет чуть больше времени, чтобы спокойно оценить ситуацию и дать совет по поводу выбора артефактов и так далее. Раньше капитаны также отвечали за драфты, но сейчас это стало командной работой.
  • Тренер. Это человек, который просто помогает команде в разных аспектах: в драфте, в послематчевой аналитике, разборе игр, психологическом плане и так далее. Сам он не играет и после того, как завершается драфт, покидает свою команду. Его работа возобновляется в перерыве между играми.

Тактика и стратегия

В хоккее, где также играет по 5 человек (не считая вратаря), есть только одна схема: 2 защитника и 3 нападающих, а в Дота 2 чуть больше. Основной схемой является 2-1-2, когда по 2 героя идут на фланговые линии, а 1 — на центральную. Иногда она меняется на 3-1-1, когда 3 героя идут, например, на верхнюю линию, а 1 — на нижнюю. Таким образом команды жертвуют героем на нижней линии, чтобы создать максимальное давление на самого неприятного для нас вражеского героя.

А вот стратегий есть намного больше. В двух словах о них:

  • 4+1. Всё просто: 4 игрока бегают и дерутся, а один в это время добывает золото. Потом он становится сильным и подключается к команде. Если проецировать на футбол, то основной быстроногий форвард сидит на скамейке до 70-й минуты, чтобы в концовке выйти на поле и на свежих ногах решить исход игры.
  • Фаст-пуш. Очень рискованная стратегия, в которой команда рано собирается вместе и идёт сносить здания. Пока это происходит, враги добывают золото и становятся сильнее. Если команда, применявшая эту стратегию, не успевает за 20-25 минут снести 7-8 вышек, игра с вероятностью в 99% проигрывается. Например, для выхода на чемпионат мира по футболу команде достаточно ничьей. Она выставляет состав вообще без нападающих и нацелена на 0:0. Уже сделаны все замены и если на 60-й минуте команда пропускает, шансов спастись практически нет.
  • «Непобедимый жир». Эта стратегия основана на том, что берутся очень живучие герои, которых трудно убивать. Они идут большим мощным кулаком и более хлипким врагам тяжело им противостоять. В футболе это можно сравнить с «Челси» старого образца, когда в атаке у них были Дрогба и Анелька. Тогда мало кто верил, что два мощных габаритных форварда одновременно на поле — это хорошая идея, но они давали результат. В Доте «Непобедимый жир» тоже часто работает.
  • Сплит-пуш. Берутся мобильные герои, которые быстро перемещаются по карте, и они стараются сносить вышки без какого-либо контакта с врагом. Если соперник в полном составе перемещается на одну из линий, наши сплит-пушащие герои быстро перемещаются на две пустые линии и начинают орудовать там. В футболе это можно сравнить с ситуацией, когда мы держим мяч на правом фланге, соперник стягивает туда основные защитные силы, а мы тем временем делаем перевод на левый фланг. Соперник смещается налево, мы отдаём мяч направо. И так происходит до момента, пока соперник не допустит ошибку.

В целом таких стратегий можно насчитать с несколько десятков, но все они довольно рискованные. Как правило, перед игрой команды редко выбирают определённую стратегию. Чаще они отталкиваются от того, что выбирает соперник и как против этого бороться. Если, например, мы видим, что у врагов нечем защищать здания, мы можем выбрать стратегию «Фаст пуш» на быстрый снос вышек и так далее. 

Рошан

На карте есть существо, которого зовут Рошан, его убийство дает огромное преимущество.

Трон в Дота 2
Логово рошана
Трон в Дота 2
Рошан

Уничтожив его, команда получает «Эгиду бессмертия», которая даёт ему право воскреситься после смерти через 5 секунд. Её подбирает один из основных игроков. За время, пока у него есть Эгида (5 минут), команда обычно отвоёвывает карту и получает преимущество, поскольку дважды убивать сильнейшего героя очень проблематично. В промежутке от 8 до 12 минут после смерти первого Рошана появляется новый, чуть сильнее, но и падают из него предметы посильнее.

Убийство Рошана — очень важная задача. Завладев Эгидой, команде чаще всего удается зажать соперника ближе к базе и оставить ему меньше пространства для получения золота, поскольку вступать в драку против Эгиды не очень разумно. У команды не всегда есть ресурсы, чтобы убить самого сильного персонажа соперника, а здесь его придется убить дважды, что практически невозможно. Допустим, наш соперник убил Рошана. У нас появляется ситуация, похожая на меньшинство в хоккее. Мы практически полностью забываем об атаке и наша основная задача на эти 5 минут — не дать сопернику сильно развить преимущество. 

Как правило, команды не хотят отдавать Рошана и именно там всегда происходят ключевые драки в игре. Это делается для того, чтобы не допустить эффект «Сноубола» (снежный ком). Допустим, враг заполучил Эгиду за убийство Рошана. Мы не можем с ним драться сейчас, враг набирает преимущество. 5 минут прошло, Эгида исчезла, но у врага уже есть экономическое превосходство, мы снова не можем вступать в драку. Затем появляется второй Рошан, нам приходится вступать в драку за него, но мы уже значительно слабее. Игра с высокой долей вероятности проигрывается.

Предположим, что изначально играло две равных команды. За счет убийства Рошана первая стала «Ливерпулем», а вторая осталась «Спартаком». «Спартак» проигрывает со счётом 0:1 и нужно идти отыгрываться, но мы не можем бросить все силы в атаку, потому что знаем, что Салах убежит от нас, забьёт второй гол и решит вопрос о победителе матча. Тем временем наше бездействие приводит к тому, что преимущество соперника усиливается настолько, что «Спартак» превращается в «Урал», затем в минское «Динамо», а потом и вовсе в аутсайдера ФНЛ... Ситуация близка к безвыходной.

Что дают букмекеры

Ставки на Dota 2 давно стали составной частью киберспорта. На сегодняшний день из числа ЦУПИС-ных БК лишь единицы не принимают ставки на киберспорт. Предлагаются различные виды пари:

  • Кто победит в матче.
  • Кто выиграет в первой/второй карте. Весь матч чаще всего состоит из нескольких игр. Самый популярный формат — Best of 3, когда для общей победы нужно выиграть 2 игры. Это как трёхсетовый теннисный матч.
  • Кто сделает первое убийство на карте.
  • Кто первым убьёт Рошана.
  • Тотал минут больше/меньше, допустим, 35 минут.
  • Тотал убийств больше/меньше, предположим 47,5.
  • Фора по убийствам и так далее.
  • Будет ли у кого-то из игроков серия из 10 убийств: Да/Нет.

В общем, как и с традиционным спортом, букмекеры стараются предложить всё, что только возможно. При этом дисциплина сравнительно новая и киберспортивная аналитика значительно уступает футбольной. Именно поэтому бетторы с особыми ожиданиями подходят к ставкам на Дота 2, потому что знают, что букмекер может ошибиться с расстановкой коэффициентов.

Возможно, вам будет полезно почитать статью про лучшие БК для ставок на Dota 2 по функционалу, линии, росписи и коэффициентам.

комментариевкомм.
Поделиться
Закладка
Школа
Для тех, кто только начинает. Основные понятия, термины и пояснения по теме ставок на спорт.
43 поста